Дима Билан будет официальным лицом одной из модных джинсовых марок
Едва Юлия Савичева, упаковав чемоданы, покинула Стамбул, где проходил конкурс "Евровидение-2004", как вслед за ней в Москву потянулась целая вереница гостей. Здесь начинается Фестиваль турецкой культуры, и уже в ближайшие выходные сцена Кремлевского дворца поступит в полное распоряжение танцевальной труппы "Огонь Анатолии".
К ответу на вопрос "чем будем удивлять?" турки отнеслись ответственно. Тамошнее министерство культуры и туризма спешно мобилизовало лучших мастеров культуры, имеющихся в их распоряжении. Расписание фестиваля, который пройдет в Москве с 21 мая по 3 июня, планировалось тщательно. Не забыв ни про вкусненькое (дегустировать блюда турецкой кухни гурманам предлагается в гостинице "Балчуг Кемпински"), ни про духовность (москвичам продемонстрируют стамбульскую версию пьесы Горького "На дне" в интерпретации Государственного драматического театра Турции), организаторы фестиваля сделали все же упор на массовые искусства. Самое лакомое блюдо решено приберечь напоследок - это единственный концерт сладкоголосого Таркана, который пройдет 2 июня в Лужниках.
Должна была приехать в Москву и героиня прошлогоднего конкурса "Евровидения" Сертаб Эренер, но в последний момент "евровидная" турчанка от гастролей под благовидным предлогом отказалась. Ну и пусть. И без Сертаб должно быть интересно. Одно из самых экзотических зрелищ будет показано в Концертном зале имени Чайковского - там выступит ансамбль суфийских дервишей. Их мистические танцы, известные под названием "сэма", изначально вообще-то предназначались не для того, чтобы на них глазели охочие зеваки. Медитативный танец исполнялся исключительно для приближения к Богу. Облачившись в белоснежные одеяния, дервиши до изнеможения крутятся вокруг собственной оси, и в какой-то момент начинает казаться, что они, преодолев законы земного тяготения, вот-вот оторвутся от земли.
Красотой дервишского кручения, разумеется, не мог не соблазниться и хореограф Мустафа Эрдоган - основатель и руководитель танцевальной группы "The Fire of Anatolia". Но танец дервишей стал лишь одним из множества элементов его спектакля. Нисколько не опасаясь смешения стилей и даже провозглашая эклектику главным принципом, по которому работают его танцовщики, Эрдоган намешал в своем шоу все, что только мог. Хореограф гордится, что ему удалось играючи сопрячь в своем спектакле турецкие, грузинские, армянские мотивы, использовать средиземноморские и арабские танцевальные традиции, преломляя их на современный манер.
Перед тем как при содействии "Рамстора" приехать в Москву, "Огонь Анатолии" объездил весь мир под другим именем - "Sultans of the Dance". Название это совершенно недвусмысленно отсылало к знаменитому спектаклю Майкла Флэтли "Lord of the Dance", когда-то покорившему Москву. Мустафа Эрдоган и не думает скрывать, под какими влияниями формировался его хореографический стиль. Будучи благодарным учеником, он, напротив, гордится своими заочными учителями и одним из самых главных своих кумиров до сих пор называет Игоря Моисеева.
Перед тем как поставить свое шоу, Эрдоган провел немало времени в библиотеке Британского музея за изучением наскальных рисунков древних народов, населявших когда-то Анатолию. Каждое движение, изображенное на осколке вазы, хореографом фиксировалось, и ничто не пропало зря. Над сценой то и дело вспыхивают слайды с изображением какого-нибудь замшелого глиняного осколка, и танцовщики послушно повторяют элементы древнего танца, запечатленного когда-то гончаром. Это, впрочем, не мешает им уже через пару минут, нисколько не заботясь об историческом соответствии, начать отчебучивать чечетку, с силой вбивая каблуки в пол.
При создании "Огня Анатолии" фабула будущего шоу явно не слишком заботила Мустафу Эрдогана. В свой котел он бросает и греческие, и зороастрийские мифы, наивно перепутывает легенду о Прометее, подарившему человечеству огонь, с историей о любопытной Пандоре, не подарившей нам ничего хорошего. Силы Добра и Зла ведут в "Огне Анатолии" нескончаемую битву, попеременно тесня друг друга. Но в сюжет спектакля лучше не вдумываться. Куда важнее то, что танцовщикам Мустафы Эрдогана удается извлечь искру, которая, наэлектризовав зрителей, неизменно воспламеняет зал к моменту финальных оваций. Спектакль даже угодил в Книгу рекордов Гиннесса, собрав за время своих вояжей по миру рекордную аудиторию в три с половиной миллиона человек.